вторник, 24 июня 2008 г.

II. 2. 30. «(Поток сознания) не существует, если нет восприятия (внешних объектов)».26 II. 2. 31 «(

II. 2. 30. (Поток сознания) не существует, если нет восприятия (внешних объектов).26 II. 2. 31 (Существование субъекта познания невозможно), если он состоит из отдельных моментов. Не может быть никакого сомнения в том, что в этих сутрах мы имеем опровержение буддийского идеализма, который, как мы теперь знаем, возник не раньше V века. Если некоторые из упоминаемых и оспариваемых в них буддийских теорий и могут быть более древнего происхождения, то са мая существенная из них признание истинного бытия за одними лишь представлениями и отрицание бытия соответствующих им внешних объектов эта столь основная теория йогачаров впервые развита в сочинениях Васубандху. Та аргументация буддистов, которую приводит в своем ком- Рамануджа даст несколько другое объяснение этой сутры; существо вание (представлений) невозможно, т. к. нет восприятия, т. е. существова ние чистых представлений, если нет воспринимающего субъекта и воспри нимаемых объектов, невозможно. Ср. перев. Тибо. SBE. Т. XLXII. Р. 514ментарии Шанкара-ачарья, относится даже к более позднему времени. Так, аргумент, состоящий в том, что внешние объекты не могут быть ни атомами, ни собранием атомов, ни об щим объектом (без чего-либо единичного), ни единичным объектом (без чего-либо общего), мы находим в сочинении Дигнаги Аламбанапарикша.27 Затем, при дальнейшем опровержении буддистов, Шанкара-ачарья, по-видимому, приводит некоторые мнения Дхармакирти. Как например, мнение или формулировка мнения о полной однородности восприятий внешних объектов с представлениями, и о едином не-раздвоенном сознании, которое, так же как во сне, кажется нам раздвоенным на субъект и объект, принадлежит несомненно Дхармакирти." С другой стороны, некоторые из приводимых им мнений относятся к более древней эпохе и были лишь приняты йогачарами, как например, мнение о том, что субъект состоит из потока отдельных моментов сознания.2* Это мнение встречается и у мадхьямиков и еще даже раньше. Шанкара сам упоминает при этом случай, что теория отдельных мгновений, из коих состоит все сущее, обща всем буддистам как реалистического, так и идеалистического направления. Продвижение товаров

Комментариев нет: